2011-08-03 :: «Утятам о зверятах»
Зверушки отличные - третичные и четвертичные
С лёгкой руки американских кинематографистов доисторические животные стали мировым брендом. Тираннозавр или птеродактиль такой же предмет современного детского обихода как плюшевый мишка или кукла Барби.
Между тем, особый интерес к динозаврам оправдан лишь отчасти. Спору нет, животные эти неожиданны, экстравагантны, ужасны и завораживающи. НО… они какие-то ненастоящие. У рептилий нет мимики, их морды похожи лишь на картонную маску живого животного. Может быть поэтому динозавры так легко стали частью японской культуры роботов-трансформеров и вообще анимэ.
К тому же в реальной жизни у динозавров нет сколько-нибудь впечатляющих аналогов. Разве что крокодилы. Поэтому отношение к динозаврам априори внешнее и декоративное. Динозавр в мире млекопитающих - это кукла.
Можно сказать, что это и обусловило интерес к гигантским рептилиям. В царстве современного ноогена они выглядят потусторонними существами, «инопланетянами». А млекопитающие, при всём их разнообразии, симпатичности и «человечности» кажутся чем-то слишком обыденным.
Но здесь коренится большое заблуждение массовой культуры. Пик популярности динозавров приходится на начало компьютерной графики, подарившей миру голливудские зрелища «Юрских периодов». Динозавры были для тогдашних слабых компьютеров очень удачной моделью. У них не было шерсти, требующей совсем другой мощности компьютера, а угловатая и дёрганая схема движений маскировала дефекты движка.
В результате динозавромания оттеснила и отдалила интерес широкой публики к действительным мегазвёздам видеопалеонтологии. Самые удивительные, нелепые, фантастические и, что особенно важно, до карикатурности харАктерные животные это древние млекопитающие.
Интерес к животным заложен в самых основаниях человеческой психики. Знакомство с животными это важная часть детского мира, базисные понятия видовой классификации человек потом проецирует на всю свою жизнь. При этом животные чётко сортируются по полочкам и выглядят некоей безусловной данностью. Также как сам человек. Если человек начнёт думать, почему у него один нос, а не два, он сойдёт с ума. Один нос и всех делов. Потому что человек. Точно так же собака это собака, лисица это лисица, а обезьяна это обезьяна. В эпоху географических открытий посмотреть на типологическую таблицу животных немного извне помогали заморские диковинки. Но мир описан, носороги и кенгуру заняли ячейки общей биологической таблицы Менделеева и мир для человека на века застыл в образе прописной истины.
Динозавры эту таблицу только укрепляли, потому что на обычных для млекопитающего животных похожи не были.
Однако на самом деле подобная таблица является чистой воды условностью. Согласно утиной биологической доктрине основные типы животных одинаковы во всей галактике, потому что по закону больших чисел любой развитый планетарный биоценоз включает в себя все возможное разнообразие глобальных модификаций живой материи. Большая часть таких типов находится в свёрнутом состоянии, подобно дополнительным измерениям в современных космологических моделях, некоторые развёртываются и детализуются у тысячах и даже миллионах видов. Но сами типы повсеместны и одинаковы. Не то конкретные модификации животных (и соответственно человека). Тут после первых контактов с населёнными мирами человечество ждёт много удивительного.
Можно почти не сомневаться, что инопланетяне будут теплокровными животными вроде млекопитающих или птиц с дифференциацией голова-туловище-конечности. А вот что касается деталей…
В целях подготовки землян к первичной фазе контактов, утята решили в щадящем режиме знакомить читателей НУП с некоторыми оригинальными представителями третичной и четвертичной эпохи.
Известны они до боли мало, хотя жили совсем недавно, были основными фигурантами (и победителями) «Большой Бойни» (что это такое, мы расскажем отдельно) и иногда даже современниками первобытного человека. Костного материала от этой эпохи сохранилось огромное количество, а инфу, кроме унылого мамонта (почему-то с подтасованными в сторону увеличения размерами), от населения скрывают.
И, надо признаться, скрывать есть что.
В ближайшее время мы планируем разместить в нашей газете серию материалов о древних млекопитающих.
А что касается картинки вверху, то это четвертичный (а может и третичный) Вини-Пух. В доисторическом 1975 году в СССР был выпущен странный мультфильм «Фантик». Фантик был маленьким наивным элефантом из киплинговской сказки, а за ним охотился первобытный зверь Штуша-Кутуша с московской окраины, певший голосом Евгения Леонова вот такую вини-пуховскую «ворчалку»:
Времена у нас любопытные
Примитивные, первобытные.
Мы и сами все первобытные, неуклюжие,
Невоспитанные, неотесанные, то есть грубые,
Толстокожие, неполнозубые,
Мозоленогие, парнокопытные,
Эх, примитивные, ох, первобытные...
А античный хор зверей подпевал:
Штуша-Кутуша, Штуша-Кутуша,
Штуша-Кутуша - страшный зверь!
Только тот от него и спасается,
Кто царапается и кусается,
Кто лягается и бодается
Или кто улизнуть догадается!
Однако Фантик победил Штушу-Кутушу добротой и превратился в высокоразвитую личность. Тонн этак в семь.
Известно, что ДУ в свое время назвал «Штушей-Кутушей» Константина Рыкова, надеясь что под его эгидой и рубанком тот постепенно разовьётся в современное существо. Однако Рыков остался на уровне допотопного «удафкома» и докатился до уровня рептилии в Государственной Думе.
Очень печально, потому что Штуша-Кутуша, по внешности, да и по содержанию песенки был обаятельным млекопитающим. Третичный, а свой.
О-хо-хонюшки.