2012-02-01 :: «Советская культура»
Судьбы отечественной философии: Йехуист
Мы получаем письма от читателей, в которых выражается благодарность за публикацию материала «Судьбы отечественной философии» от 23 декабря прошлого года, где рассказывается о трагической судьбе безвременно ушедшего цыганского мыслителя Сергунина-Решетникова.
Редакция приняла решение продолжить публикацию материалов об интеллектуальных исполинах РФ. В этой статье мы хотим рассказать о докторе философских наук и академике Владимире Александровиче Разумном.
Отцом мыслителя был известный советский кинорежиссёр Александр Ефимович Разумный, автор бессмертных лент «Тимур и его команда» и «Миклухо-Маклай». Интересно, что первый свой фильм он снял в 1917 году под названием «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта».
Сын Владимир родился в 1924 году и со временем стал видным философом. Слаб язык человеческий, чтобы дать исчерпывающую характеристику его многогранной научной деятельности. Вот только часть заслуг, перечисленная в мартирологе этого потомственного советского интеллигента (Разумный умер в прошлом году):
«Разумный представил на обсуждение общественности программу нового, интегративного образования - базы преобразования традиционной школы как института эпохи Просвещения. Стержневыми в этой программе стали идеи дешколизации, посткартезианской дидактики и использования игровых технологий в учебном процессе. Развивая идеи программы, Разумный в последние годы создал ряд трудов, охватывающих основные блоки образования - интеллектуальный, эмоциональный и духовный. Он создал цикл работ о драматизме бытия, о развиваемой им философии мементоморизма, о сравнительной теории вероучений. Этот цикл обобщен в монографиях "Драматизм бытия, или Обретение смысла. Социально-педагогические очерки", "В поисках смысла. Очерки всеобщего йехуизма", "Венец творения или ошибка природы. Парадоксы человека". Последняя книга Разумного - "Батрахомиомахия или круговерть духовного онанизма". В этой сатирической по жанру книге в форме диалогов с великими мыслителями прошлого обосновывается мысль о таких изначальных природных качествах человека как зависть, ненависть, предательство и корыстолюбие».
О стиле писаний автора даёт представление следующее предисловие к «Очеркам йехуизма»:
Расцветающая на основе робототехники планета в далекой от нас галактике и вымершая в ядерном смерче или экологической катастрофе удивительная цивилизация - да ведь все это мы с вами, мы, такие как есть, приукрашенные или же обнаженные. Ведь это мы уже создали компьютеры с быстродействием до сотни миллиардов операций в секунду и водородные бомбы апокалипсической силы, засорили (по свидетельству выдающегося гуманиста Кусто) океан, пошли по линии урбанизации, создания немыслимые по масштабам человеческие поселения, в которых урбанизация противоречиво уживается с чурбанизацией, со всеобщим оглуплением и поразительным сокращением свободного времени, перешли к реальной трансплантации тончайших человеческих органов и застыли в ужасе перед возможностями дальнейшего неуправляемого развития генной инженерии».
Все люди, согласно гениальному учению Разумного, делятся на хороших и плохих. Хорошие это «эквитисты», а плохие - «йехуисты». К сожалению плохих людей пока больше. Но чтение книг философа изменит это соотношение.
«Все йехуисты высшее наслаждение видят в поклепе либо в клевете на великого человека. Прав был Эдгар По, утверждавший, что самый легкий способ для ничтожного человека стать великим - это облить грязью великого человека. Нам всем надо учиться у великих эквитистов широте их взглядов на жизнь, мудрости в суждениях о других, я бы сказал - даже осторожности и деликатности в этом отношении.
Расскажу лишь о содержании одной из типичных последних публикаций, ошеломившей меня бесконечно и надолго, ибо речь идет о взаимоотношении гениальных полководцев ХХ века, подлинных героев Великой Отечественной войны, заслуживших признание всего человечества - генералах В.И.Чуйкове и А.И.Родимцеве. Василий Иванович Чуйков - командующей моей легендарной 62-й гвардейской Сталинградской армии, прошедшей победоносно от Сталинграда до Берлина. Генерал Александр Ильич Родимцев - один из тех рыцарей гуманизма, которые поразили своим мужеством мир в первой же схватке на полях республиканской Испании, дивизия которого сумела переправиться через Волгу в те сентябрьские дни 1942 года, когда общая катастрофа казалась уже неизбежной, и отбросила немцев от берега Волги, а затем вела изнурительные победоносные бои на Мамаевом кургане. Не мне судить о достоверности этой публикации, но, как говорится, не бывает дыма без огня. В Центральном архиве ФСБ РФ хранится документ "Из сообщения 2-го отдела 3-го УНКВД СССР в УОО НКВД СССР об отрицательных явлениях в частях Донского фронта 5 марта 1943". Неведомый «источник» докладывал: «...Некрасиво выглядит поведение ВС 62 по отношению к Герою Советского Союза генералу Родимцеву, командиру 13 гвардейской дивизии. В свое время (осень 1942 года) цензура разрешила писать о Родимцеве, т.к. он широко известен за границей. Материалы о Сталинграде шли, главным образом, из дивизии Родимцева, сыгравшей большую роль в спасении Сталинграда. Генерал-лейтенанты Чуйков и Гуров обиделись на это, Гуров прямо говорил источнику - «всю славу Сталинграда отдали Родимцеву». Вокруг Родимцева создали нездоровую атмосферу, пошли даже разговоры явно недостойные - «Родимцев - генерал для газет, он ничего не сделал» и т. д. ВС 62 представил Родимцева к ордену Суворова, а потом прислал в штаб ДФ телеграмму с отменой представления. Родимцев - почти единственный командир соединения, не награжденный за Сталинград...
Писатель К. Симонов, бывший недавно у командующего 64 армией генерал-лейтенанта Шумилова, рассказывает: «Шумилов просто не может слышать имени Родимцева. Дело объясняется просто - генерал-лейтенант Чуйков, друг Шумилова, всеми силами старается зажать Родимцева, ревнуя его к его славе».
Кинооператор Р. Кармен говорит: «С Родимцевым делают странные вещи. Его всячески хотят принизить, хотя он, как герой, выходит за рамки обычного командира дивизии». ЦА ФСБ РФ, ф.14, оп.4, д.777, л.15 - 106.
Можно было бы в мещанском ажиотаже поиграть на этом материале, порассуждать о вечных нравственных ценностях, о слабостях великих полководцев, не учитывая ни времени действия, ни суровые характеры действующих лиц исторической трагедии. Но в любой драме важен финал, итог, важна развязка сюжета. Существенно и то, какова была позиция «источника» и чем (или кем) она определялась тогда, когда он писал свой, безусловно, интересный документ. Это, наверное, нам не суждено узнать. А если узнаем, то новые сведения ничего не добавят к исторической правде о русских полководцах. Но вот передо мною - уникальная книга Василия Ивановича Чуйкова Сражение века», лично подаренная им Александру Ильичу Родимцеву.
На развороте - слова маршала В. И. Чуйкова, записанные им 12 февраля 1975 года:
«Сталинградцу Александру Ильичу Родимцеву - Если бы не 13-я Гвардейская, то трудно сказать, что было бы в середине сентября 1942 года. С боевым приветом. В. Чуйков».
Жаба и роза - не психологический, а информационный символ неразрывности отношений йехуизма и эквитизма на современном этапе развития человеческого духа, на этапе, который нам не дано перескочить. Жаба как символический образ бытия в этой взаимосвязи прижата к земле своим безобразием, ей не дано воспарить в высшие сферы солнечного озарения, красоты, духовности.
Способная двигаться, она лишена свободы и придавлена к почве страхом и ненавистью. В том числе - и страхом перед загадочными шипами розы. Ее мир - тьма, ее путь - робость, ее цель - насыщение, ее бытие - повседневность. Роза, вроде бы прикованная к каменистой почве неподвижными корнями, питается сокровенными соками всевоспроизводящей Матери - Земли и обладает теми шипами, на которые не следует напарываться. Она - отражение и выражение мощи Вседержителя - Солнца. Она - сама жизнь, вдохновительница любви и неукротимого жизнелюбия для каждого, кто способен принять сердцем ее сокровенную прелесть.
Реальность йехуистов, подобно существованию жабы (конечно, как символа и не более того, что, безусловно, понимает читатель, уже знакомый с моим влюбленным отношением к совершенству любых проявлений животворящей природы, в том числе и в очаровательных жабах), есть духовная тьма, все масштабнее охватывающая бытие человека, превращающая его неизбежно в Homo vulgaris. Для тьмы свет всегда есть небытие, отрицание противоположности. Именно поэтому эквитисты, подобно животворящему свету розы, предвещают другого человека, действительно Божественного, Homo divinas. Здесь у йехуистов историческая задача куда посложнее, чем травля или изгнание из серой стаи белого волка в назидание другим. Ведь речь идет об образе человека, о том, будет ли он придавлен к земле страхом, нуждой, неистребимой взаимной ненавистью под любым, национальным либо конфессиональным соусом, станет ли он окончательно и бесповоротно, на радость бестиариям, ошибкой природы, убежденным в своей мерзопакостности. Или же он распрямится, преодолеет паутину йехуизма, в какой бы исторической форме она не проявлялась, и явит миру действительно прекрасную норму бытия человека, которую он призван нести своими деяниями в мир. А тем самым предопределит самую великую победу духа в истории человечества - уничтожение йехуизма раз и навсегда, во всех его ипостасях. Грустно, но большинство людей скептически относится к подобной возможности и после потрясений ХХ века дружно переметнулось, словно стадо, на позицию исторического пессимизма и фатализма. Они в простой, неизощренной форме повторяют мысль древних римлян: «Хорошие люди редки, едва ли их наберется столько же, сколько ворот в Фивах или устьев плодоносного Нила». Они, как правило, оправдывают свое бездействие или социальное равнодушие повторением банальности о всесилии современных бестиариев, сосредоточивших в своих руках все богатства планеты и все рычаги власти. Но кто сказал или доказал, что для суперсистемы «йехуизм - эквитизм» существенны количественные параметры. Ведь ими реальные отношения, связи между узлами системы измерить принципиально невозможно, если оставаться в рамках механистического мышления. Да, тысяча тонн угля содержит потенциальной энергии больше, чем сотня тонн. Но сколь ничтожно малы количественные параметры тех стержней, которые ныне дают фантастическую мощь атомным электростанциям!
Безусловно, йехуисты в условиях существования государственной системы организации общественной жизни жируют без меры и плодятся без числа. Примкнуть к ним, встать под их знамена - выгодно и прибыльно».
Но эквитисты всё равно победят. Они хорошие.
Труды Разумного рекомендованы для внеклассного чтения в Лесной Школе и используются утятами-учёными для имитации агитационных текстов землян.