2011-10-12 :: «Дела английские»
Убедительный символ гуманизма
На аукционе в Сотбисе в 2010 году произошло знаменательное событие – там было приобретено произведение искусства за 104,3 миллиона долларов. Мировой рекорд принадлежит скульптуре Джакометти «Шагающий человек I», которая, как и все работы этого автора, ничего из себя не представляет. Огромные цены на современное абстрактное искусство вызваны причинами социальными. Таким образом буржуазия демонстрирует своё превосходство перед классом интеллектуалов, а аристократия, в свою очередь, собирает с буржуазии «налог невежества».
На демонстративно-назидательный характер покупки указывает и предыдущая история «шедевра». Дело в том, что изображение этой скульптуры украшает швейцарскую банкноту в 100 франков.
Однако символическое значение покупки для людей, разбирающихся в художественном рынке, не в этом. Не смотря на то, что Лондон является признанным рынком произведений искусства, до сих пор самые дорогие покупки совершались в Нью-Йорке. И вот, наконец, пальма первенства переместилась в Европу. Насколько символическим был этот факт, указывает цена предыдущего рекорда. В 2004 году картина Пикассо «Мальчик с трубкой» ушла в Нью-Йорке за 104,1 млн. долларов.
Покупка Джакометти за столь крупную сумму была для знатоков рынка абсолютной неожиданностью. Предполагалось что вещь уйдет за 19-28 миллионов. На спланированный характер акции указывает и характер торгов. На последнем шаге цена была увеличена покупателем в три раза.
Кто же этот Монте-Кристо, так подыгравший лондонским барыгам? Оказывается некая Лили Сафра, престарелая мультимиллионерша и владелица роскошной «виллы короля Леопольда» в Монако.
Биография мадам Лили весьма примечательна. Родилась она в Бразилии, в семье английского инженера-железнодорожника Уолфа Уайта Уоткинса. Но это, как вы понимаете, надо проверять-перепроверять. Матерью госпожи Уоткинс якобы была «еврейская эмигрантка из России уругвайского происхождения Аннита Нудельман де Кастро». Параллельно «уточняется» что Уоткинс родилась в семье чешских эмигрантов. Как говорится, ищи-свищи.
Если же опираться не на выдуманные паспортные данные, а на то, что перед глазами, то биография Уоткинс это биография международной авантюристки, выполняющей задания некоего островного государства. Уж больно почерк специфический.
С точки зрения удовлетворения пищевых потребностей Уоткинс специализировалась на богатых представителях еврейской общины Латинской Америки. В 17 лет она вышла замуж за аргентинского трикотажного магната Марио Когана. В 33 года Уоткинс ушла к владельцу бразильской сети магазинов Альфредо Монтеверде (он же Гринберг). А через четыре года Монтеверде в припадке депрессии застрелился. Двумя выстрелами в сердце (это не шутка) и через подушку – чтобы не оставить на теле пороховой копоти и ожогов. Как вы уже догадались, всё огромное состояние наивный бразильский еврей завещал своей супруге. Вскоре Уоткинс вышла замуж за некоего Эдмонда Сафра, еврея-левантийца. По странному стечению обстоятельств именно он был банкиром Монтеверде. С миллиардером Сафрой Уоткинс жила долго и счастливо, по мере необходимости решая возникающие проблемы. В английском стиле. Например сын от первого брака был чем-то недоволен и устраивал любящей матери скандалы. Однако своевременная автокатастрофа, в которой погиб и его наследник, вовремя решила эту проблему.
Эдмонд Сафра и Лили Уоткинс
В 1999 году приспел черёд и Эдмонда Дантеса Сафра. Обстоятельствам умертвия наивного банкира лучше посвятить отдельную статью, но всё его наследство… правильно, досталось безутешной английской вдове.
На вырученные средства старушка и приобрела бессмертный шедевр Джакометти, этот, как говорят критики, «скромный образ обычного человека и убедительный символ гуманизма». Английского гуманизма.