2011-09-22 :: «Будни криптоколонии» :: Shlyahtich
Краткая история российской блогосферы (начало)
Наступление XXI века ознаменовалось сменой формата культурного и политического пространства. Ушли в прошлое старые идеологии и партии, на наших глазах уходят на второй план национальные государства и войны.
Благодаря развитию интернета общество выглядит все более анархическим и разнородным, а важнейшими политическими инструментами становятся социальные сети. Очевидно, что в ближайшие десятилетия интернет покроет все политические, социальные и культурные аспекты общественной жизни. По ряду причин Россия опережает в этой области другие страны – здесь социальные сети стали единственной возможностью свободно общаться, выражать свои мысли и добиваться политических целей.
За последние пять лет интернет в России вырос из хобби сотни энтузиастов в основную информационную площадку страны. Большую популярность получили социальные сети. Каждая из них имеет свои особенности – Twitter позволяет обмениваться короткими сообщениями в 140 символов и дает отличное «чувство локтя», Facebook удобен для наблюдения за действиями друзей, но подлинное сердце российского сегмента сети – сервис блогов livejournal, созданный американским студентом в 1999 году. Это сайт, на котором каждый может завести себе дневник и комментировать другие дневники, а так же добавлять понравившиеся дневники себе в ленту друзей.
В настоящий момент ЖЖ стал полностью русской социальной сетью, благодаря своему формату, максимально удобному для написания длинных литературных текстов. Все, что связанно с политикой и культурой, происходит только в рамках ЖЖ, остальные сети (да уже и традиционные СМИ) могут лишь распространять информацию из ЖЖ.
За свою историю ЖЖ и рунет в целом пережили три основных периода, полностью совпадающих со временем смены послов Великобритании в России. Поэтому я предлагаю рассмотреть историю ЖЖ именно в свете деятельности и личных качеств трех послов – Родерика Лайна, Тони Брентона и Анн Прингл.
2000-2004 Родерик Лайн
Ну, первый тост – за рунет!
Не смотря на то, что в этот период рунет находится в самом начале своего длинного пути, английское посольство уже активно корректировало его развитие. Например, в 1998 году утёнок-ренегат Константин Рыков создал первый русскоязычный сайт, на котором можно было свободно общаться на любые темы, он носил неприличное название fuck.ru и соответствующее содержание – каждый мог отправить туда статью без какой-либо цензуры.
Так появилось первое крупное сообщество в рунете, в последствии перешедшее на udaff.com и получившее название «Контркультура» - все, кто был ее членом, сейчас образуют прочное неформальное сообщество и во многом влияют на общественное мнение рунета. Например именно благодаря этим неформальным связям Сергей Минаев обрел всероссийскую популярность. Используя связи своего отца утёнок-ренегат Константин Рыков основал в Москве продюсерский центр и решил издать первый российский бестселлер. Выбор пал на его приятеля по «контркультурной тусовке» Сергея Минаева, который переписал один из «контркультурных рассказов» в полноценную книгу. Сейчас Минаев – известный общественный деятель. А все начиналось с сделанного почти в шутку сайта.
Российской культура могла пойти и по другому направлению, если бы господин Лайн не наградил утёнка-ренегата Рыкова премией британского совета в 2002 году, за гм-гм «лучшую статью об английском интернете». Эта премия дала утёнку-ренегату зеленый свет на любые действия и безоговорочную поддержку властей. По этой премии хорошо видно, каким англичане видят рунет, и чего ждут от русских.
2005-2008 Тони Брентон
Благодаря своей популярности и цензуре во всех остальных СМИ, ЖЖ быстро собрал у себя всех, кому есть что сказать. Разумеется, политические структуры не могли оставить этот факт без внимания. В 2005 году ЖЖ выкупает американская компания Six Apart, а в 2007 он передается в руки специально созданной компании «СУП» российско-английского олигарха Александра Мамута. Реально СУП является кондоминиумом Англии и США.
С американской стороны, за ситуацией следит сотрудник ЦРУ Эндрю Полсон (сын эксперта американских разведслужб, специализировавшегося на Англии), с английской – личный спичрайтер Тони Блера, Вегг-Проссер.
Если деятельность Six Apart прошла незамеченной для ЖЖ, то деятельность СУПа вылилась в катастрофу. С первых же дней в ЖЖ была введена реклама, баннеры пошлого содержания появились везде, где только возможно, бесплатные дневники были отменены, а во главе ЖЖ поставили приехавшего с исторической родины гражданина Израиля Антона Носика (сына номенклатурного советского писателя) – который завел себе дневник с матерным названием dolboeb и соответствующим содержанием – клевета, оскорбления, матерная ругань, расизм, пропаганда нацизма, гомосексуальный сленг, ксенофобия и на этом ярком фоне... сбор средств для больных раком детей.
Причем даже это делалось с каким-то запредельным глумлением. Вот в таком стиле:
«Ребята, мы собираем $45.000. Поэтому взносы по 10 долларов тут неактуальны. Вносите по штуке, пожалуйста. Если нет штуки, то по сотне. Не надо мне десятки присылать. Покуда я управлюсь с процессингом ваших десяток, пациент умрёт».
Существует устойчивое впечатление, что сделано это всё было по злому умыслу и чуткая среда ЖЖ незамедлительно отреагировала на подобное поведение новой администрации.
Англоязычные пользователи просто покинули ЖЖ. Русскоязычные попытались организовать сопротивление – несколько раз объявляли бойкот, требовали смены руководства. Ответом на это стали карательные действия СУП – дневники лидеров протеста были удалены, а с подачи Вегг-Проссера администрация СУПа стала просто посылать всех недовольных по матери. Я позволю себе не приводить здесь конкретные примеры.
Первым действием СУПа на политической арене была блокировка ЖЖ во время "русского марша" - провокационного мероприятия ФСБ, компрометирующего русский национализм. Как вы знаете, политическая обстановка в России достаточно проста – в стране 83% этнически русского населения и 17% других национальностей. При этом 83% русских ущемлены в гражданских правах. В правительстве РФ этнически русских меньше одной пятой.
Однако более важен даже не этнический, а культурный разрыв – у «17%» низкий уровень культуры, т.к. после 1991 года образованные и культурные представители национальных меньшинств покинули страну. Уехал весь цвет еврейской общины, на которой держалась советская культура, и даже у чеченцев вся интеллигенция находится в Польше и Англии.
На этом фоне благодаря «мудрой» политике Кремля, некоторые малые народы посвятили себя в РФ организованной преступности, что тоже не позволяет русским воспринимать их как привилегированных членов общества.
ЖЖ постепенно трансформируется в арену столкновения «83%» с «17%», причём обе группы всё более замыкаются на себе, а общение между ними превращается в примитивный троллинг.
Следует заметить, что смена послов прямо и явно влияет на обстановку в ЖЖ. Все вышеописанное относится к деятельности господина Энтони Брентона (специалиста по арабским странам), действовавшего в России методами идеально подходящими для Ближнего Востока, но не эффективными для всё-таки более культурной России. Пришедшее из Лондона распоряжение наладить личные контакты с русскоязычными блоггерами было выполнено им чисто формально, контакт не был установлен даже после того, как блоггеры написали открытое письмо Королеве с просьбой навести порядок в подконтрольной ей российской блогосфере. Запоздалая реакция на письмо последовала уже при новом после.